ПОЛНЫЙ СПЕКТР УСЛУГ В ОБЛАСТИ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯСОЗДАВАЯ ПУТЬ В БУДУЩЕЕ...

Общераспространенные полезные ископаемые
Законодательство в сфере недропользования

Место для Вашей рекламы

8 (906) 092-58-05

Публикации / Экономика и Право


«Оценка эффективности инвестиционного проекта с позиции государства и с позиции недропользователя»


Автор - Беликова Н.Е.

Опубликовано - 24/04/2012


Аннотация - В статье рассмотрены основные положения закона «О Недрах», регулирующие отношения между государством и недропользователем, содержание лицензии на право пользование недрами, основные требования, предъявляемые федеральным органом управления государственным фондом недр к материалам, поступившим на государственную экспертизу, главные показатели оценки реализации проекта для государства и недропользователя.


Оглавление



ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА


Предоставление недр в пользование: система конкурсов и аукционов


Россия обладает мощным минерально-сырьевым потенциалом, для рационального и эффективного использования которого, необходима современная система управления фондом недр, построенная на гармонизации интересов государства и недропользователя, которые в ряде случаев идут в разрез друг с другом. Отношения между государством и недропользователем регулируются рядом законодательных и нормативно-правовых актов, главным среди которых является Закон РФ «О Недрах».

Согласно российскому законодательству недра и содержащиеся в них полезные ископаемые являются собственностью государства (ст. 1.2 Закона «О Недрах»), которое предоставляет их в пользование для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых различным субъектам предпринимательской деятельности по результатам проведения конкурса или аукциона (ст. 6 и 9 Закона «О Недрах»).

Основными критериями выявления победителя при проведении конкурса на право пользования участком недр являются научно-технический уровень программ геологического изучения недр и использования участков недр, полнота извлечения полезных ископаемых, вклад в социально-экономическое развитие территории, сроки реализации соответствующих программ, эффективность мероприятий по охране недр и окружающей среды, обеспечение обороны страны и безопасности государства (ст. 13.1 Закона «О Недрах»).

Основным критерием выявления победителя при проведении аукциона на право пользования участком недр является размер разового платежа за право пользования участком недр (ст. 13.1 Закона «О Недрах»).

Предоставление недр в пользование оформляется государственным разрешением в виде лицензии, в которой определяются основные условия пользования недрами. Лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать: данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии; данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; указание пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование; указание границ земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами; сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу); условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями; согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье; соглашение о праве собственности на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами; условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ; порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель (ст. 12 Закона «О Недрах»).


Государственная экспертиза запасов


Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы запасов, по результатам которой дается заключение о промышленной значимости разведанных запасов полезных ископаемых и производится их постановка на государственный учет. Проведение экспертизы запасов может происходить на различных стадиях геологического изучения. По результатам поисково-оценочных работ недропользователь разрабатывает технико-экономическое обоснование временных разведочных кондиций, на основе которых производится подсчет запасов с постановкой их на государственный учет в качестве оперативных запасов. По результатам разведки месторождения недропользователь разрабатывает технико-экономическое обоснование постоянных разведочных кондиций, на основе которых производится подсчет запасов.

В ходе проведения государственной экспертизы запасов федеральный орган управления государственным фондом недр предъявляет к поступившим на экспертизу материалам ряд требований:

  • разработка повариантного обоснования параметров кондиций с выполнением повариантного подсчета запасов;
  • проведение обоснования способа и системы разработки месторождения по каждому рассматриваемому варианту, выполнение по каждому смоделированному вариантов технико-экономических расчетов;
  • выбор оптимальной технологической схемы и показателей комплексной переработки минерального сырья;
  • выбор современного горного и обогатительного оборудования, позволяющего обеспечить наиболее полное извлечение полезного ископаемого из недр и получение максимального выхода готовой продукции при обогащении;
  • оценка воздействия проектируемого объекта на окружающую среду;
  • проведение исследований рынка товарной продукции, планируемой к производству на проектируемом предприятии, с целью обоснования востребованности рынком продукции, производственной мощности проектируемого предприятия и цены, по которой эта продукция может быть реализована.

В тот момент, когда недропользователь предоставляет технико-экономическое обоснование кондиций на экспертизу, он должен проработать ряд ключевых моментов для обеспечения работы проектируемого предприятия, в противном случае кондиции не будут утверждены и запасы не поставлены на учет, а материалы будут отправлены на доработку. Среди ключевых моментов, на которые экспертиза обращает внимание, можно выделить:

  • наличие согласования и технических условий на обеспечение проектируемого предприятия электроэнергией;
  • наличие согласования о возможности использования и технических условий на обеспечение проектируемого предприятия железнодорожными путями, необходимыми для доставки материалов и оборудования в период строительства предприятия, а также доставки материалов и вывоза товарной продукции на стадии эксплуатации;
  • наличие согласования и технических условий на обеспечение проектируемого предприятия питьевой и технической водой;
  • наличие согласований с администрацией района о возможности размещения промышленных объектов на определенных территориях, о возможностях использования автомобильных дорог для целей доставки материалов и вывоза готовой продукции;
  • наличие согласований с природоохранными органами на сброс вод с проектируемого предприятия в поверхностные водотоки и на рельеф;
  • наличие положительного заключения на разработанный недропользователем проект оценки воздействия на окружающую среду проектируемого предприятия.

Оценка эффективности и баланс интересов государства и недропользователя


Недропользователь, выигравший конкурс или аукцион и получивший лицензию на право пользования участком недр, рассматривает проводимые работы и создаваемое предприятие как бизнес-проект, целью которого является не просто возврат средств, затраченных им на получение лицензии (для уплаты разового платежа за пользование недр, который в ряде случаев может достигать несколько сотен миллионов рублей), на выплату регулярных платежей за пользование недрами при проведении геологического изучения, на строительство проектируемого предприятия (которое может составлять десятки миллиардов рублей), но и получение определенного процента прибыли. В результате недропользователь стремится вовлекать в разработку наиболее богатые руды, оставляя в недрах бедные руды, экономическая целесообразность извлечения и обогащения которых гораздо ниже, поскольку ему важно как можно скорее окупить вложенные им в проект средства и начать получать прибыль. Таким образом, можно сказать, что наиболее важными показателями оценки эффективности проекта для недропользователя являются период окупаемости капитальных вложений и чистый дисконтированный доход.

Для государства же, как собственника недр, главными показателями оценки эффективности проекта являются полнота извлечения полезного ископаемого из недр и показатель бюджетной эффективности, так называемый чистый дисконтированный доход государства, представляющий собой сумму налогов, уплачиваемых недропользователем за весь период эксплуатации месторождения, приведенную к начальному моменту оценки.

Для того чтобы соблюсти баланс интересов государства и недропользователя, «Методическими рекомендациями по технико-экономическому обоснованию кондиций для подсчета запасов месторождений твердых полезных ископаемых» предусматривается повариантное моделирование, которое позволяет выбрать вариант, обеспечивающий наиболее полное извлечение из недр полезного ископаемого и адекватный уровень доходности, отвечающий требованиям, предъявляемым недропользователем.


При написании статьи были использованы материалы: Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах»; Распоряжение МПР России от 05.06.2007 г. №37-р. «Методические рекомендации по технико-экономическому обоснованию кондиций для подсчета запасов месторождений твердых полезных ископаемых (кроме углей и горючих сланцев)».