ПОЛНЫЙ СПЕКТР УСЛУГ В ОБЛАСТИ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯСОЗДАВАЯ ПУТЬ В БУДУЩЕЕ...

Общераспространенные полезные ископаемые
Законодательство в сфере недропользования

Место для Вашей рекламы

8 (906) 092-58-05

Публикации / Экономика и Право


«Малый бизнес и проведение геологоразведочных работ»


Автор - Крахмаль М.В.

Опубликовано - 16/04/2012


Аннотация - Статья посвящена малому бизнесу, его месту и роли в экономике Российской Федерации.

В первой части статьи рассматривается понятие малого бизнеса, приводится его законодательное определение и рассматриваются проблемы, препятствующим развития малого бизнеса в РФ.

Вторая часть посвящена рассмотрению места и роли малых компаний при проведении геологоразведочных работ. Здесь подробно рассмотрены особенности юниорных компаний и условия необходимые для их существования.

В третьей части описываются условия, которые должны быть созданы государством для привлечения инвестиций и малого бизнеса. Здесь определены основные препятствия на пути проникновения малых компаний в геологоразведочную отрасль и рассматриваются шаги, предпринимаемые для их преодоления


Оглавление



МАЛЫЙ БИЗНЕС И ГРР


Малый бизнес в экономике РФ


В настоящее время Правительством часто поднимаются вопросы малого бизнеса, его роли и значения в экономике РФ.

Для начала хочется понять, что же понимается под малым бизнесом, и каковы основные критерии отнесения предприятий к малым и средним.

Главным критерием отнесения предприятий к категории «малые и средние» во всем мире считается численность занятых на них сотрудников.

Предельная численность персонала зависит от законодательства конкретного государства. В США к малым относятся предприятия с количеством сотрудников до 500, в Японии и Южной Корее – до 300 человек. При этом в странах ЕС малыми считаются организации, численность сотрудников которых не превышает 50 человек, тогда как на микропредприятиях количество занятых ограничивается 10, а в некоторых случаях и 5 работниками. В РФ согласно Федеральному закону от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 06.07.2007) для малых предприятий количество сотрудников должно ограничиваться ста включительно; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек.

Вторым (дополнительным) критерием является годовой товарооборот (в денежной форме). Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для категории субъектов малого и среднего предпринимательства», были введены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • микропредприятия - 60 млн. рублей;
  • малые предприятия - 400 млн. рублей;
  • средние предприятия - 1000 млн. рублей.

По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) за 2009 год в России насчитывалось 5,606 млн. предприятий среднего и малого бизнеса, микропредприятий и индивидуальных предпринимателей.

Роль малых и средних предприятий в экономике России кардинальным образом отличается от западных стран. Основным показателем для оценки веса малого бизнеса является доля валового внутреннего продукта (ВВП) страны, производимого на малых предприятиях. Так, в США на долю малых предприятий приходится до 40% валового национального продукта (ВНП) и 50% валового продукта частного сектора, в том числе в строительстве — 80%, в оптовой торговле — 86%, в сфере обслуживания — 81%. На малых предприятиях США сосредоточено более половины занятых служащих. Во Франции малое предпринимательство занимает доминирующее положение в строительстве, торговле, производстве товаров народного потребления, туризме. В Японии доля малых и средних предприятий в общем количестве предприятий составляет более 90%, по числу занятых работников — 80,6%, по объему продаж в розничной торговле — 80,4%.

К основным проблемам, препятствующим развития малого бизнеса в РФ, относятся:

  • недостаточность начального капитала и собственных оборотных средств;
  • трудности с получением банковских кредитов;
  • усиление давления криминальных структур;
  • нехватка квалифицированных бухгалтеров, менеджеров, консультантов;
  • сложности с получением помещений и крайне высокая арендная плата;
  • ограниченные возможности получения лизинговых услуг;
  • отсутствие должной социальной защищенности и личной безопасности владельцев и работников малых предприятий и др.

Особую важность имеют системы налогообложения, малые предприятия, зачастую, просто не в силах нести налоговое бремя, накладываемое государством. Чрезмерные административные барьеры мешают развитию малого предпринимательства (да и предпринимательства в целом) и вынуждают предприятия малого бизнеса уходить в «теневую экономику».

Не менее остро стоит проблема нехватки квалифицированных кадров, при этом особенный дефицит ощущается в управленческой среде.

И это только основные камни преткновения на пути развития малого и среднего бизнеса. Наряду с ними, в каждой области деятельности присутствуют свои подводные камни, с которыми сталкивается любой желающий начать бизнес. В сфере недропользования, в том числе при проведении геологоразведочных работ (далее ГРР), каждая из проблем приобретает колоссальные объемы.


Малые (юниорные) компании при проведении ГРР


На сегодняшний день в сфере геологоразведки работают только крупные предприятия.

Это обусловлено многими факторами внешней среды: в основном - условиями, создаваемыми государством, а также спецификой геологоразведочных работ. Однако, именно специфика геологоразведочных работ, ее понимание со стороны государства и предпринимателей должна играть определяющую роль для формирования условий для привлечения капитала и предприятий.

Среди особенностей геологоразведочных работ, оказывающих особенное влияние на привлечение предприятий к их выполнению, можно выделить:

  • Высокая капиталоемкость.
  • Высокие риски.
  • Необходимость наличия базы высокопрофессиональных и высококвалифицированных кадров.

Уже рассмотрение этих особенностей резко сужает круг предприятий, способных заниматься проведением геологоразведочных работ. Однако, действующие на рынке крупные предприятия, которые могут позволить себе этот бизнес, зачастую, интересуются только крупными месторождения полезных ископаемых. Заниматься «мелочью» им не выгодно, так как такие месторождения не способны принести нужного дохода большому геологоразведочному предприятию. Средних и мелких добывающих компаний нет, так как, помимо всего прочего, они не могут позволить себе огромные риски, связанные с вероятностным характером результатов работ. И тогда встает вопрос, что же делать с большим количеством мелких и средних месторождений, которые, при должном внимании, принесут хорошую отдачу и прибыль, будут способствовать развитию экономики РФ и повышать обеспеченность населения страны?

В странах с развитой экономикой, обладающих большим минерально-сырьевым потенциалом, эта проблема решается присутствием на рынке огромного количества мелких (так называемых, юниорных) геологоразведочных компаний. Такие компании специализируются на поисках и оценке новых месторождений. Таким образом, государство снимает с себя огромную долю рисков, перекладывая ее на плечи недропользователей, обеспечивает поиск новых месторождений (не только крупных, интересных большим компаниям, но и мелких, которыми, при снижении риска неполучения результатов поисковых работ, с удовольствием занимаются средние и мелкие добывающие компании).

Юниорные компании имеют ряд особенностей, таких как:

  • юниорные компании не занимаются добычей (нет производства денежной наличности);
  • имеют доступ к капиталу путем выпуска ценных бумаг (ГРР ведутся за счет роста капитала путем выпуска и размещения новых акций, т.е. в работе используются заемные средства, в т.ч. биржевые);
  • наличие профессиональных кадров в области геологоразведки и управления;
  • не имеет большой доли недвижимого имущества, главные активы компании – лицензионные участки;
  • наличие собственных средств для проведения подготовительного этапа проведения ГРР (подбор участка проведения работ, приобретение права пользования недрами).

Малые юниорные геологоразведочные компании занимаются выявлением и изучением новых месторождений. Получив права на исследование перспективной площади, юниорная компания проводит геологоразведочные и другие работы на начальной, наиболее рискованной стадии и, в случае успешного открытия коммерческого объекта, продает права на дальнейшую разведку и добычу полезных ископаемых специализированной горнодобывающей компании.

Работы ведутся только на принадлежащих юниорной компании лицензионных участках. В руководстве юниорных компаний, как правило, есть профессиональные геологи.

Для снижения геологического риска и повышения эффективности поисковых работ активно применяются механизмы взаимного страхования и взаимного кредитования, при использовании которых происходит распределение геологоразведочного риска каждого из отдельно взятых проектов на множество одновременно реализуемых проектов, отрицательные результаты поисков и разведки одних объектов перекрываются положительными результатами других.

Недавно премьер-министром РФ Владимиром Путиным было сделано заявление о том, что в области геологоразведки должны работать малые предприятия. По мнению представителя российской власти, только таким способом можно вернуть высокий уровень этой сферы. «Если убрать все препятствия и позволить активно развиваться мелкому бизнесу в области геологоразведки, мы заполним пустующую нишу в этой сфере экономики», – В.Путин.

По мнению многих чиновников, именно малый и средний бизнес мог бы заниматься разведкой и изучением месторождений полезных ископаемых. Тем самым в стране будет развиваться сфера геологических исследований, а также малый и средний бизнес, который сегодня считается основным рычагом движения экономики.

Однако, говоря все это, нужно принимать во внимание обстановку, которая должна быть создана для возможности вступления и развития малого бизнеса в сфере проведения геологоразведочных работ. Здесь уже, исходя из особенностей юниорных компаний и их деятельности видно, что должны быть, по крайней мере, созданы условия для беспрепятственного получения ими финансовых ресурсов, в том числе путем использования биржевых средств. А как мы знаем, в РФ с развитием биржи пока проблемы, и их решение требует определенного времени и усилий. Банковский сектор развит слабее, чем в развитых странах, и займы можно получить только под большие проценты и при наличии залоговой базы, с чем у малых компаний, скорее всего, возникнут огромные проблемы. А учитывая при всем этом и огромные риски, бизнес в сфере геологоразведки становится крайне непривлекательным.

Условия, необходимые для развития малого бизнеса в сфере недропользования


Для обеспечения массового прихода в геологоразведку малого и среднего бизнеса в РФ, во-первых, необходимо четко разграничить роль государства и частного бизнеса в сфере недропользования. В настоящее время нет четкого разделения ответственности в сфере воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации между государством и частным бизнесом. Поиски и оценка месторождений полезных ископаемых обеспечивается работами как за счет средств федерального бюджета в рамках государственного заказа, так и за счет средств недропользователей на лицензионной основе.

Во-вторых, необходимо обеспечить и максимально упростить доступ к государственным информационным ресурсам, в частности, перевести в электронный вид геологические архивы.

Архивная геологическая информация должна носить статус общественных благ, и любой желающий за символическую плату должен иметь возможность получить данные на интересующий его участок земной поверхности. Это позволит мелким компаниям подобрать участок для проведения ГРР без излишних на то затрат, которые на данной стадии были бы им не по плечу. В России сложна процедура доступа к архивной геологической информации, что создает определенные преграды для принятия положительного решения о вовлечении в процесс недропользования. При этом, большой массив данных, полученных за счет внебюджетных средств, вообще выпадает из геологоразведочного процесса на неограниченно долгий срок, так как доступ к ним возможен лишь по письменному разрешению владельца информации. Здесь уместно использование опыта Канады, США и Австралии, где любой недропользователь за умеренную плату (часто покрывающую лишь затраты на копирование) получает доступ ко всем материалам предшествующих работ на территории. В Канаде действуют законы, по которым результаты любых ГРР, выполненных на территории страны частными компаниями, на протяжении некоторого времени могут составлять коммерческую тайну, а затем должны быть переданы в открытый доступ.

С 1 января 2011 г. в соответствии с Федеральным законом от 19.05.2010 N 89-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и статью 13 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" (принят ГД ФС РФ 07.05.2010) отменяется платы за геологическую информацию, полученную в результате государственного геологического изучения недр. Это направлено на увеличение инвестиционной привлекательности геологоразведки и снижение административных барьеров для бизнеса.

Наконец, в-третьих - необходимость ликвидации избыточных административных барьеров.

Анализ источников права показывает, что правовое регулирование отношений недропользования в Российской Федерации осуществляется по средствам регламентации в значительном количестве нормативных правовых актов различной юридической силы, начиная от Конституции Российской Федерации и последовательно нисходя до уровня ведомственных документов, изданных в пределах компетенции федеральных органов исполнительной власти.

Быстрота и прозрачность процедур получения и передачи прав пользования недрами играет немаловажную роль в деятельности компаний. Проводить работы на территории РФ можно только при наличии лицензии. В России участки для проведения геологоразведочных работ назначает государство, а лицензия для проведения работ может быть получена в результате прохождения аукциона или конкурса. Существует возможность, при которой недропользователь может сам выбрать участок для проведения работ, но при этом ему сначала нужно будет добиться его включения в перечень объектов лицензирования, а затем участвовать в аукционе (конкурсе) на общих условиях. При этом оба пути являются затратными и требуют огромных вложений средств еще до начала проведения работ, что закрывает дорогу малым (юниорным) компаниям для участия в геологоразведочном бизнесе.

Другим важным моментом является тот факт, что лицензия не может быть передана третьему лицу, что делает бессмысленным сам бизнес юниорной компании, так как основной идеей здесь выступает продажа права на дальнейшую разведку и добычу полезных ископаемых специализированной горнодобывающей компании в случае успешного открытия коммерческого объекта.

В Канаде, Австралии, США и некоторых других странах получение лицензии базируется на принципе «первый пришел – первый получил», т.е. система имеет заявительный характер. При этом, недропользователь в праве сам выбрать участок для проведения ГРР, после чего подает заявку в соответствующее министерство, согласовывается состав проектируемых работ, и участок закрепляется за заявителем. Права пользования допускают его передачу от одного лица другому, стоимость лицензии невелика, что допускает к участию в бизнесе юниорные компании. Однако, правительство заботится, чтобы участки не простаивали и работы на них велись регулярно, для этого действует принцип «работай или возврати государству», в соответствии с которым на проведение ГРР ежегодно должна быть затрачена определенная минимальная сумма (зависит от стадии работ), и результаты работ должны быть представлены в ежегодном отчете. Применительно к Российской Федерации действует немного другой принцип, в лицензии прописывается не объем денежных средств, а объем работ, который должен провести недропользователь. Таким образом, государство навязывает свои правила и регламентирует работы исполнителя за его же деньги.

Любые ГРР носят чисто затратный характер, до получения первого дохода тянутся долгие годы, а, учитывая при этом, что в случае с юниорной компанией доход получается только при продаже месторождения (бизнеса), государство должно обеспечивать особый режим налогообложения, развивать механизмы по стимулированию проведения геологоразведочных работ. По данным отчета канадского института Fraser Institute наилучшие режимы налогообложения (не препятствующие привлечению инвестиций) действуют в Канаде, за ней следуют США и Австралия. В конце списка находится Китай и Россия - страны, в которых режим налогообложения определен как фактор, препятствующий проведению геологоразведочных работ.

В мировой практике широкое распространение получили механизмы стимулирования проведения геологоразведочных работ по средствам предоставления налоговых льгот, а также механизм специализированных акций.

Также стоит отметить, что в сфере геологоразведки обязательно нужны инновационные подходы и технологии. При этом геологоразведка требует повышения технического уровня и высококвалифицированных кадров.

Осознавая все проблемы и препятствия, в настоящее время Правительством РФ предпринимается большое количество мер по улучшению ситуации и развитию малого предпринимательства в сфере геологоразведочных работ. Остается только надеяться, что все они дадут результаты, и мы наконец-то сможем использовать весь потенциал для развития государства и повышения благосостояния граждан.


Использовались материалы ИА "Альянс Медиа"